Студент МФТИ своими руками создал аппаратуру для проекта «Экзо-Марс»
Имя российского студента-пятикурсника Искандера Газизова наверняка будет вписано в историю международного межпланетного проекта «Экзо-Марс-2020», как самого молодого участника. Пока многие из его сверстников только задумываются о том, кем бы они хотели стать, Искандер создает блок управления важнейшего прибора, который будет установлен на российской платформе марсианской миссии. Датой ее начала выбран июль этого года. Чтобы узнать, как стало возможно, что совсем молодому человеку поручили такое ответственное задание, мы обратились к его руководителю, заведующему лабораторией прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ Александру РОДИНУ.
Искандер — очень талантливый парень, самородок, каких мало, — говорит Родин. — Я пригласил его в лабораторию и подключил к разработке бортового прибора для «Экзо-Марса», когда он был еще на 4-м курсе физтех-школы аэрокосмических технологий МФТИ. Теперь он также является и слушателем новой магистрской программы «Мониторинг природных и техногенных сред».
По словам Родина, прибор, над которым работает Газизов, представляет собой уникальный лазерный спектрометр для изучения сезонных и суточных вариаций изотопного состава атмосферы Марса. Такие приборы есть не у многих научных групп. Американцы, к примеру, используют подобный на марсоходе Curiosity, который работает на Красной планете с 2011 года. Он в числе прочих ищет на Марсе изотопы метана. Главная задача российской аппаратуры — изучение разновидностей атомов воды и углекислого газа на планете. По поводу метана у Родина особое мнение: в атмосфере Марса его нет. Это показали данные орбитальных исследований в рамках первой части проекта «Экзо-Марс-2016».
– По вариациям изменения суточных и сезонных изотопных соотношений воды и углекислого газа мы намерены понять нынешние процессы «дыхания» марсианского грунта и разгадать некоторые тайны геологической истории планеты, — говорит мой собеседник. — Ранее мы измеряли основные компоненты атмосферы только при помощи орбитальных аппаратов, теперь для утончения глобальных измерений хотим посмотреть, что происходит с их изотопными соотношениями на поверхности при помощи, наверное, самого чувствительного спектрометра.
Что касается Искандера Газизова, он присоединился к работе над прибором, когда идеология уже была понятна. Студент, по словам Родина, взялся за создание бортовой электроники — мозга спектрометра для управления его лазером. С одной стороны это чисто инженерная задача, с другой — в ней присутствуют тонкие физические вычисления.
Газизов «вытащил» достаточно ответственный участок работы и довел его до конца — от создания, ответственных испытаний до сдачи заказчику — Роскосмосу, — говорит Родин. — Только вчера мы торжественно присвоили литеру «О» нашему прибору, что означает — «опытный образец, готовый к применению». Приемка изделия проводилась по всем нормам Гособоронзаказа, — мероприятие ответственное. Были периоды, когда ребята, работающие над прибором, ночевали в Институте космических исследований РАН, где проводились испытания, но все выдержали с честью. Это очень хороший пример взаимодействия академической и вузовской науки.
Кстати, о выдержке. Сложно представить, как при всей сложности обучения на Физтехе, его студенты еще выкраивают время для участия в настоящих, взрослых проектах!
Но Александр Родин раскрывает секрет: физтех — это особая экосистема, где «выживают» только высокомотивированные ребята. Те, кто приходит сюда за «корочкой» или за легкой карьерой, со временем уходят.
Оставшиеся успевают еще и на международные конференции ездить. Так, тот же Газизов неделю назад вернулся из Рима, где в рамках конференции Международной астронавтической ассоциации делал доклад о спектрометре, установленном на микро-спутнике формата «кубсат».
Что интересно, москвичей в МФТИ немного, в основном — ребята с периферии: из Поволжья, с Дальнего Востока, из Донецка, из Казани. И если кто-то думает, что это натуральные «ботаники», то ошибается. Без физической нагрузки и эмоциональной разгрузки, по словам моего собеседника, здесь было бы очень тяжело. Почти все ребята находят время для занятий в спортивных секциях, кто-то играет в рок-группе. Преподаватели только показывают пример, — сам Александр Родин, к примеру, является членом поисково-спасательного отряда.
https://www.mk.ru/science/2020/02/12/student-mfti-svoimi-rukami-sozdal-apparaturu-dlya-proekta-ekzomars.html